Народи світу. Діти джунглів - 29 Травня 2014 - Персональный сайт вчителя географії
Сайт вчителя географії

Головна | Реєстрація | Вхід
Неділя, 04.12.2016, 19:17
Вітаю Вас Гість | RSS
Годинник
Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Цікава географія [397]
Картографічні матеріали [53]
Предметні олімпіади [16]
Календарне планування [16]
Навчальні програми. методика викладання [18]
Електронні уроки [16]
Відео матеріали, відео уроки [292]
Учнівські конкурси, МАН [15]
Конспекти уроків, матеріали до уроків [213]
Уроки презентації, учнівські презентації [76]
Нормативні документи [4]
Фотоматеріали [20]
Завдання, задачі, тести, практичні роботи [96]
ЗНО, ДПА [41]
Краєзнавство [13]
Корисна інформація [31]
Електронні книги [38]
Інтернет магазин електронних видань
Календар
«  Травень 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Кнопка сайту
Архів записів
Новини osvita.ua
Головна » 2014 » Травень » 29 » Народи світу. Діти джунглів
09:56
Народи світу. Діти джунглів

Представители племени ваорани, живущие в деревне Бамено, затерянной в непроходимых эквадорских лесах, встречают гостей дружелюбно и с интересом. В середине 1970-х в эти края пришли нефтедобывающие компании, а вместе с ними - и блага цивилизации, но они мало изменили жизнь племени.

Андрей МАТУСОВСКИЙ

Автомобильная дорога «Аука» проложена в девственных джунглях вдоль ветки нефтепровода - от городка Пуэрто-Франциско-де-Орельяна на юг. По обе ее стороны лес вырублен, стоят современные поселки со школами и церквями. В них живут не только  коренные обитатели здешних мест - индейцы ваорани, но и пришлое население - индейцы кечуа и шуар, осевшие здесь и  работающие в нефтяных компаниях, активно ведущих разработки в этих краях. Но чем дальше каноэ с мотором уносит меня от моста, переброшенного через реку Тигуино, тем гуще встают по ее берегам девственные леса. Пункт назначения - небольшая деревня Бамено, затерянная в бескрайних джунглях на берегах реки Кононако в ее среднем течении.

 

НАМ ОДЕТЬСЯ - ТОЛЬКО ПОДПОЯСАТЬСЯ

Меня встречает 70-летний шаман по имени Кемпери, который, как это было совсем недавно характерно для всех ваорани, ходит обнаженным, притянув к животу хлопковым шнуром, обернутым вокруг пояса, крайнюю плоть своего пениса. Мочки его ушей сильно растянуты от многолетнего ношения широких круглых деревянных украшений, вырезанных из дерева бальсы. Многочисленные разноцветные нити бисера, гроздьями свисающие старику на грудь, придают его виду еще более экзотический колорит.

 

Мой визит для ваорани не в диковинку: первые контакты здешних жителей с внешним миром состоялись в 1973 году. Тогда в лесу проживало шесть родственных, но разрозненных групп ваорани. Усилиями правительства они были переселены в один поселок на реке Кононако.

 

Вокруг разбросаны традиционные хижины с крышами-стенами, спускающимися до самой земли. В них живет старшее поколение - молодежь, женившись, предпочитает поставить рядом с родительской хижиной современный прямоугольный дом на деревянных сваях, под двускатной крышей, крытой рифленым железом. С людьми кров делят  многочисленные животные: обезьяны и попугаи, агути, пекари, кошки и собаки. В Бамено есть школа, построенная правительством в середине 1990-х годов, и посадочная полоса, расчищенная несколько лет назад голландской нефтяной компанией. Однако в своей массе жители Бамено плохо владеют испанским языком. Хорошо его знают лишь дети и подростки.

На охоте индейцы тоже отдают предпочтение проверенным инструментам: духовым ружьям и длинным деревянным копьям без наконечника. Такое копье заточено с обоих концов, на один из которых нанесены зазубрины, а рукоятка для удобства обмотана лианой.

Пожилой Ауа делает себе новое копье из твердой, как железо, древесины пальмы чонта. Предварительно обработанную заготовку он выпрямляет над горячими углями костра. Потом выносит ее из хижины и, укрепив между двух стволов, начинает обрабатывать, придавая ей нужную форму при помощи острого мачете.

Ауа видит, что мы собираемся на рыбалку, и тут же просит дать ему крючков. Я охотно предлагаю ему несколько на выбор - и в придачу свинцовые грузила. Он, имитируя знание дела, выбирает себе крючки самых больших размеров и, довольный приобретением, отходит в сторону. Но через некоторое время возвращается в полном недоумении: как ему соединить воедино все эти хитроумные принадлежности? Неудивительно, ведь ваорани, живя в чаще леса, никогда не занимались рыболовством на больших реках. Мелкую же рыбешку из лесных неглубоких ручьев всегда можно поймать, используя яд барбаско - растения, которое специально выращивают рядом с домом.

 

ЧИЧА ЕСТЬ - ЗУБОВ НЕ НАДО

 

Несмотря на то что ваорани практикуют подсечно-огневое земледелие, чувствуется, что к этому виду деятельности они не относятся с должным почтением. Их совсем небольшие плантации с посадками маниока, папайи, бананов, хлопка, необходимого для изготовления набедренных шнуров, разбиты рядом с хижинами, на самой границе леса.

В каждой хижине всегда найдется закваска для чичи - продукта, приготовляемого из клубней сладкого маниока. Сначала продолговатые клубни растирают на терке, затем разрыхленную массу оставляют на некоторое время - происходит процесс ферментации. Небольшое количество закваски разбавляют водой и перемешивают руками, равномерно распределяя взвесь растертого маниока. В отличие от мяса или рыбы, маниок практически всегда под рукой, поэтому чича - это и основная пища, и питье одновременно.

 

Из-за диеты, состоящей из продуктов с высоким содержанием сахара, и отсутствия гигиены полости рта у всех жителей деревни очень плохие зубы, а у большинства их попросту нет.

 

Но одной чичей сыт не будешь, поэтому ваорани часто охотятся. Вот и на следующий день после нашего приезда мужчины принесли с охоты двух пекари; их мяса хватит деревне на два дня. Охотники разделили добычу между несколькими семьями. Над хижинами закурились дымки от очагов. В этот вечер индейцы были по-настоящему счастливы.

Деревенский шаман Кемпери тоже доволен: ведь это именно он готовит яд кураре для охотничьих стрел. Смертоносный яд находится в алюминиевом котелке, висящем на неустойчивой конструкции - деревянной палке, диагонально воткнутой в землю. Рассматривая кураре, я неловко задеваю шаткое сооружение, которое тревожно вздрагивает. Вместе с ним вздрагивает и Кемпери. Разлить готовый кураре - большое несчастье для ваорани, это их ценность, средство, способное обеспечить едой. Обожженный над огнем на кончиках стрел кураре сохранит свое смертоносное действие в течение нескольких месяцев.

Охота - наиболее консервативная сфера жизни индейцев ваорани, в быту же и ритуальной практике многое изменилось. Например, вместо ножей и мачете раньше использовались каменные орудия, но даже старик Кемпери не помнит, как их делали.

Ваорани до сих пор верят, что душа умершего отправляется либо на небо, либо под землю, но сегодня уже никто не протыкает детям носовую перегородку или пазухи носа, чтобы после смерти их души отправились на небо. Да и обычай погребения внутри хижины ушел в прошлое. Сегодня ваорани Бамено хоронят своих умерших в близлежащих джунглях, традиционно продолжая класть в могилу с покойником инвентарь - принадлежавшие ему при жизни вещи, за исключением копья и духового ружья.

Молодежь уже не стремится соблюдать обычаи и традиции предков. Но Дэтейеуэ - 15-летний подросток, мой переводчик, все же сделал себе проколы в ушах. Говорит, что со временем хочет иметь широкие ушные отверстия, в которые можно будет вставлять объемные деревянные украшения. Дэтейеуэ был в Пуэрто-Франциско-де-Орельяна, ему там очень понравилось, но жить он хочет в Бамено.

 

Narodi25_vaoraniДОБЫТЧИК ИЛИ ДОБЫЧА?

В традиционной хижине Миниуа, улыбчивого мужчины, никогда не покидавшего Бамено, помимо людей разместился еще и небольшой зоопарк, состоящий из пестрых попугаев трех видов, двух птиц паухиль, кур и маленькой обезьянки-игрунка. Хозяин хижины сидит у костра в своем гамаке и скручивает длинную прочную нить из волокон пальмы чамбира - его жена позже сплетет из нее новый гамак. У Миниуа есть допотопное заржавевшее пистольное ружье. Оно досталось ему от рабочего нефтяной компании в обмен на духовую трубку. Миниуа говорит, что на охоте духовое ружье полезнее, так как из него можно выстрелить несколько раз, а из пистольного - только один.

У Миниуа было шестеро детей. Двое умерли в младенчестве, третий ребенок скончался после укуса ядовитой змеи. Взрослая дочь продолжает жить в родительской хижине, один из сыновей ушел работать в нефтяную компанию, прокладывающую новую автомобильную дорогу через джунгли. Его работа заключается в расчистке джунглей под будущую трассу.

Смеясь и улыбаясь, Миниуа рассказывает, как он однажды пошел на охоту с духовым ружьем, чтобы настрелять обезьян. Он увидел дерево, на верхушке которого резвилась стая приматов, но почти сразу же под ним заприметил ягуара в засаде. Не испытывая судьбу, он быстро залез на дерево к обезьянам. Ягуар стоял под деревом и никуда не собирался уходить. Пытаясь отогнать хищника, Миниуа сверху тыкал его духовым ружьем. Ничего не помогало - дикая кошка оставалась на своем месте. С приходом сумерек Миниуа пришлось соорудить на дереве небольшой настил, на котором он провел всю ночь. Утром ягуара под деревом уже не было - тот, видимо, понял, что поужинать на этот раз ему не удастся, и отправился на поиски новой добычи. А Миниуа, позабыв об охоте, со всех ног побежал домой.

От удачной охоты зависит, будут ли сыты домочадцы, поэтому отец начинает брать сына с собой на охоту примерно с 12 лет, постепенно обучая его всему, что необходимо знать взрослому мужчине. Девочек ведению домашнего хозяйства обучают их матери.

 

Интересно, что вопросы женитьбы решают не родители, и даже не сами влюбленные, а все жители деревни, предварительно подмечая, кто из молодых людей симпатичен друг другу.

 

На свадьбу собирается вся деревня, устраивается праздник, пьется чича. Мужчины и женщины, раскрасив красной краской-уруку лицо и надев нехитрые головные уборы, представляющие собой либо ободок-лиану с разноцветными перьями, обернутую вокруг головы, либо плетенную из лиан или листьев диадему, также удерживающую воткнутые в нее перья, встают в ряды друг напротив друга и самозабвенно танцуют.

Из ремесел у ваорани развито плетение различных видов корзин, гамаков, небольших сеток-садков для ловли рыбы в ручье и опахал для раздувания огня в костре. Женщины еще умеют изготавливать традиционную глиняную керамику, но в наши дни древнее гончарное ремесло практически утратило свое значение - алюминиевая посуда полностью заменила глиняную.

 

НЕУДАЧНАЯ ПОЕЗДКА

Рядом с традиционной хижиной Коминты, мужчины средних лет, стоит современный дощатый четырехугольный дом на сваях, в котором живут его дочь с мужем. Я застаю Коминту за строительством лестницы-крыльца. К диагонально наклоненным доскам он пытается прибить самую первую нижнюю ступеньку, тщетно стараясь определить для нее нужный угол наклона, необходимый для равномерного подъема. Так и не решив столь сложную инженерную задачу, он вместо ступенек просто набивает прямой диагональный настил из досок.

Оказавшись в лесу, Коминта преображается в настоящего профи: он без труда находит различные съедобные фрукты и целебные растения, легко ориентируется в тропинках, тянущихся на многие километры.

По этим тропкам ходят не только охотники - на земле видны отпечатки лап ягуаров и броненосцев, копытец мелких оленей, на обочине то и дело встречаешь сброшенную змеями старую кожу.

Коминта пускает из ружья отравленную стрелу в самую гущу большой пестрой и громкой стаи попугаев-ара, беспечно рассевшихся на верхушке высокого дерева, но лишь слегка задевает одного из них. Мы следуем за раненой птицей, перелетающей с дерева на дерево. Под действием яда попугай становится вялым и наконец камнем падает нам под ноги.

Нам пора уезжать, и Коминта с семьей решает воспользоваться удобным случаем и поехать вместе со мной до самого Пуэрто-Франциско-де-Орельяна - посмотреть на город, а заодно продать нехитрый декоративный сувенирный комплект, состоящий из миниатюрной духовой трубки и колчана со стрелами.

У моста на реке Тигуино вся семья начинает дружно одеваться. Молодые, дочь и ее муж, облачаются в беленькие маечки, брюки и даже недорогие кроссовки. Жена Коминты наряжается скромнее. Проще всех выглядит сам Коминта: на нем старые, грубого пошива брюки, футболка и резиновые сапоги. Все это одеяние смотрится на нем нелепо, его длинные черные волосы свисают почти до пояса.

В дорогу ваорани взяли копченое мясо пекари, маниоковую закваску для чичи и даже домашнего попугая. Чем ближе цивилизация, тем стеснительнее они себя ощущают: Коминта смущается при всех вытащить из сумки и начать есть с семьей закопченный до черноты окорок пекари; его дочь, застенчиво прячась от меня, разводит в миске маниоковую закваску, приготавливая чичу, которой подкрепляется все семейство.

Но попутная машина, на которую рассчитывал Коминта, оказывается забитой до отказа, а у меня нет возможности подвезти его до города. Извиняющимся взглядом я смотрю на него, но он и сам все понимает. Его семейство берет весь свой скарб и медленно бредет в поселок Тигуино, из которого ходит пассажирский автобус до Пуэрто-Франциско-де-Орельяна. Но, похоже, у Коминты нет денег на автобус.

Я сажусь в машину, и мы отправляемся в путь, обгоняя бредущее на солнцепеке семейство. В последней надежде Коминта взмахивает рукой. Водитель притормаживает. Но у нас всего одно свободное место. Шофер давит на педаль газа, и мы уезжаем.

Я оборачиваюсь: растерянный Коминта, не зная, что делать, стоит под палящим солнцем на автомобильной дороге «Аука». В руках он держит духовую трубку и колчан со стрелами. Один из последних охотников-ваорани грустно смотрит вслед уходящей машине.

Джерело http://discovery-russia.ru/index.php/lyudi/narody-mira/item/139-deti-dzhunglej

Категорія: Цікава географія | Переглядів: 220 | Додав: 1122334455 | Теги: джунглі, народи світу | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Друзі сайту

Сайт відділу освіти Сквирської РДА
Сайт Сквирського РМК
Сайт Сквирського РК профспілки
Сайт Сквирської ЗОШ №1
Учнівський сайт Сквирської ЗОШ №1
Сайт галузі "Технології"
Сайт учителя української мови
Сайт Світ історії

Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0

Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
Погода
Наші гості
Освіта України

 

Географічні сайти


Copyright MyCorp © 2016 | Безкоштовний хостинг uCoz